На главную

Прогнозы роста европейского рынка линейных двигателей

 

В. А. Потапов (написана для журнала ЭКСПЕРТ, май 2003 г.)

 

            Еще 10 лет назад линейные двигатели в станкостроении рассматривались как экзотика. Сейчас к появлению на любой выставке оснащенного таким двигателем многоцелевого, токарного или  шлифовального станка той или иной фирмы специалисты относятся как к рядовому  событию, свидетельствующему лишь о дальновидности этой фирмы. Область применения этих двигателей постепенно расширяется и включает уже любое станочное оборудование, требующее быстрых и стабильно точных перемещений, например установки для лазерной резки и многофункциональные станки, в частности, для твердого точения и шлифования. В таких станках, выпускаемых в мире несколькими фирмами, при точении используют высокую динамику линейных двигателей, а при шлифовании - обеспечиваемую ими высокую точность перемещений. Отсутствие износа и возможность выполнения этими двигателями частых быстрых и коротких ходов особенно востребованы в шлифовальных станках, поскольку шарико-винтовые передачи нередко не выдерживают такого темпа и выходят из строя.

            Большое выделение тепла, обусловленное конструкцией линейных двигателей с магнитами из редкоземельных элементов, снижается до приемлемых пределов в случае применения двухступенчатых охлаждающих устройств. Кстати, при высоких скоростях перемещения (до 90 м/мин) шарико-винтовые передачи также снабжают водяными охлаждающими устройствами, что увеличивает их стоимость. Для борьбы с высоким уровнем магнетизма некоторые фирмы заливают магниты в смолу, а попадание стружки в зазоры сводят к минимуму, располагая линейные двигатели таким образом, чтобы стружка не могла в них попасть. Немалое значение имеет и герметичная защита направляющих, которой добиваются различными способами. И все-таки главным препятствием для широкого внедрения станков с линейными двигателями до сих пор является психологический барьер, не до конца преодоленный большинством потребителей. Основное средство разрушения этого барьера - успешная эксплуатация таких станков на предприятиях всех типов производства - от единичного до крупносерийного, и постепенное снижение стоимости этих двигателей.

            В основном линейные двигатели выпускают в Европе, хотя довольно широко известны такие фирмы-изготовители линейных двигателей, как Fanuc (Япония), Hiwin (Тайвань) и Anorad (США). Поскольку линейные двигатели, как известно, превосходят многие механические системы по ряду параметров, например по расходам на техническое обслуживание, надежности, точности, достигаемой скорости перемещения и ускорениям, то их применяют не только в станкостроении. По сведениям фирмы Frost & Sullivan  (США), 25 % выпущенных линейных двигателей в 2001 г. использовались в производстве полупроводников, 24,2% - в производстве компонентов электронного оборудования. Эти отрасли и в дальнейшем сохранят свое значение, но их рыночная доля будет постепенно снижаться за счет появления новых областей применения линейных двигателей, в частности в медицине и оборонной промышленности, а также в транспортировании материалов, где она пока неоправданно мала. Однако наибольшее применение линейные двигатели найдут в станкостроении, где, по прогнозам фирмы Siemens Linear Motor Systems, оснащенные ими станки в ближайшие 3 – 5 лет составят 20 – 30 % всего выпуска, а по прогнозам фирмы GE Fanuc Automation Deutschland - 15 – 20 %. Ниже приведен уровень общего выпуска линейных двигателей в Европе и прогноз его развития до 2008 г.

 

Год

Оборот,
млн долл.

Прирост оборота, %

Год

Оборот, млн долл.

Прирост оборота, %

2001

57,0

13,8

2005

97,4

12,5

2002

64,5

13,2

2006

107,6

10,5

2003

75,1

16,4

2007

116,7

8,5

2004

86,6

15,4

2008

125,0

7,0

           

    Крупнейшим европейским (и мировым) производителем линейных двигателей до сих пор остается Германия, на долю которой в 2001г. пришлось 42,5 % их выпуска в Европе. На втором месте с большим отрывом (13,8%) находилась Италия, за  которой следовали Великобритания (10,9 %) и Франция (8,9 %). Фирма Siemens Linear Motor Systems настолько обогнала своих ближайших конкурентов (Fanuc, Anorаd, швейцарскую фирму Etel и германскую Bosch Rexroth), что по крайней мере в течение ближайших нескольких лет она сохранит лидерство в этой области, тем более, что именно ее двигатели устанавливает на своих станках концерн Gildemeister - в настоящее время крупнейшая мировая фирма, выпускающая станки с линейными двигателями. Несколько таких станков уже поставлено и на российские предприятия. В 2001 г. фирма Siemens только для установки на станках для прецизионной и высокоскоростной обработки изготовила 4000 синхронных линейных двигателей моделей 1FN1 (с тяговым усилием 790 – 14500 Н) и 1FN3 (с тяговым усилием 200 – 21000 Н). В области оборудования для производства электронных компонентов следует отметить германскую фирму Prätec, выпустившую в 2001 г. 1500 линейных двигателей с тяговым усилием 1000 – 5000 Н).

            Хотя прогнозы сбываются не часто, приведенные сведения и факты свидетельствуют о несомненном повышении роли линейных двигателей в развитии современного оборудования. Они позволяют утверждать, что значение, а, следовательно, и выпуск линейных двигателей с учетом их дальнейшего совершенствования будет увеличиваться в мировом станкостроении довольно быстрыми темпами. 

 [На главную (homepage)]   [Статьи (Articles)]    [Выставки (Exhibitions)]   [Архив]
  [Ваши коллеги (Your colleagues)]   [Услуги (Services)]    [ Нам пишут и о нас пишут...(Letters to us and about us)] 
[Обозрение изданий (систематический каталог- Review of editions (systematic catalogue)] [
О создателях]        
[ Тематический каталог (Thematic catalogue)
]
  [Поиск по сайту (search)] [Информация о сайте (about web-site)]

Обновлено 15. 11. 08

Замечания по сайту Вы можете отправить веб-менеджеру Потаповой Г.С.  stankoinform@mail.ru